Триединство первичных категорий бытия: Движение - Информация - Мера
Июль 2009 года, форум Мера.ком
Фрагменты дискуссии - 3
_________________________________
Василич:
Quote: Мистик
Будет правильно, если Вы будете излагать ваше виденье ближе к разсматриваемой теме.
Что Вы думаете о первичных категориях, их количестве, триединстве как принципе?
А всё что я написал в этой теме и посвящено заглавной проблеме, которую Вы подняли. Просто эта проблема не самодостаточна в постановочном плане и требует расширения до проблематики, как сложной, многоплановой системы проблем. Пока мы её (проблематику) не воссоздадим, не сможем разрешить и эту частную проблему.
Неразрешимость многих поднимаемых на форумах проблем как раз и заключается в попытке решить её как одиночную выдернутую из проблематики как системы. Такое торопыжничество к добру не приводит, да и появляется не само собой. Но если Вы, как автор темы настаиваете, то извольте.
Категория в философии:
Категория — специальное, априорное понятие, используемое при построении теорий.
То же самое, что и аксиома в математике. Введение категорий вынужденная операция, связанная с текущей ограниченностью человеческого сознания горизонтами видения Бытия. Они терминируют все выходы за пределы этого горизонта временными понятиями, истинность которых принимается "на веру". В ходе совершенствования человеческого сознания расширяются и горизонты его видения Бытия. Прежние категорийные (аксиоматические) ограничения себя изживают, как полоса обороны оставшаяся в ходе наступления глубоко в тылу. Их отменяют и вводят новые, в новом пограничье познания.
Об этом говорит и латинско-греческая этимология слова "категория" от от kata - "вплоть до", как некий пограничный обрыв следования, в данном случае философского рассуждения. Т.е. категория это не базовый элемент построения рассуждения, а терминальный элемент его следования. На непонимании этого различения массовым сознанием строятся многие манипуляции им. Т.е. вместо того, чтобы заканчивать рассуждение словами "это так (категория) потому как иного я не знаю", манипулятар это незнание помещает в основание построения высказывания по формуле: "это так, потому как проистекает из (категория), потому как другого нам не дано". Вы видите различение между "не знаю" и "не дано"?
Понятие и термин "категория" было введено в философию Аристотелем. Аристотель разумеет под К. наиболее общие понятия, служащие предикатами, выводит их из грамматических форм и насчитывает их 10: «Субстанция» (ουσία), «Количество» (πόσον), «Качество» (πρϊον), «Отношение» (πρός τί), «Пространство» (που), «Время» (πότε), «Состояние» (κεϊσθαι), «Действие» (ποιεϊν), «Обладание» (εχειν) и «Страдание» (πάοχειν).
Вы находите среди них КОБовские категории триединства? Я тоже не нахожу.
Аристотелевское понятие "категории" есть искажение от первичного понятия ВФ - КОН.
В древнерусском языке означало начало внешнего (в смысле изначальной внешней связи с Единым и его Правью), а вместе с тем границу, предел, конец внутреннего. Отсюда - за-Кон - данный извне, божественный порядок бытия, преступивший за Кон (границу дозволенного) - преступник, кончина, уход души за КОН, границу между Явью и Славью в конце инкарнации.
Первое значительное изменение в это аристотелевское понятие внёс Кант.
Из Википедии:
По версии Канта мир ощущений и восприятий является полным хаосом, нагромождением беспорядочных чувств и событий. Нужно навести в этом хаосе порядок. Этот мир преобразуется при помощи априорных форм чувственности, какими являются время и пространство. Время и пространство не существуют в реальном мире, а являются формами нашего восприятия, организующими изначальный привходящий в восприятие хаос. Они существуют без опыта и вне опыта в том смысле, что присущи нашему чувственному восприятию как таковому, наличие восприятие само по себе предполагает существование в нем механизмов упорядочивания ощущений в пространственном и временном измерениях. Наложение связей в мире феноменов находится при помощи категорий рассудка. При помощи этих связей познающий превращает хаос в порядок и закономерный движущийся мир. Кант выделяет следующие категории рассудка:
1. Категории количества
- Единство
- Множество
- Цельность
2. Категории качества
- Реальность
- Отрицание
- Ограничение
3. Отношения
- Субстанция и принадлежность
- Причина и следствие
- Взаимодействия
4. Категории модальности
- Возможность и невозможность
- Существование и несуществование
- Предопределённость и случайность
Вы находите среди них КОБовские категорий триединства? Я тоже не нахожу.
Гегель под "категориями" разумеет то же, что и Кант, только решительнее придаёт им метафизический характер. Средством выведения "категорий" у Гегеля служит диалектический метод. Началом процесса образования "категории" является самое отвлечённое, бедное по содержанию понятие бытия, из которого получаются сначала категории качества, потом количества и т.п.
Это уже совсем не похоже на изначальные аристотелевские категории. Полнейшее их извращение. Но даже при этом ничего из КОБовских категорий триединства вы не найдёте.
И лишь в вульгарном марксистском диамате впервые появляется материя, как философская категория. Ещё с мимикрией под античное её определение. Но ни меры, ни информации вы там тоже не найдёте. Более того, развитие теории информации надолго погрузило философов от вульгарного материализма в глубокий шок, потому как фактически разоблачало их парадигму единственности материального, как сущего.
И вот мы начинаем наблюдать, как массово появляются философские концепции вводящие "объективное единство" материи и информации. Но напрямую они никак не вяжутся. Нужен для запутывания сознания "толпарей" комплексностью третий мнимый посредник-катализатор. На эту роль начинают примерять разных кандидатов. У кого-то из авторов КОБ возникла идея попробовать на эту роль "меру".
Дальше могу продолжить, если кто-то из уважаемых знатоков КОБ или кто-то из авторского коллектива, если таковые ещё есть на форуме, приведёт из КОБ определения "материи", "информации" и "меры".
А то уважаемый Валерий опять рубанёт:
Quote: Вагин Валерий
Ещё более широким понятием является сама КОБа, в которую входят не только работы общественной инициативы ВП СССР, но и всё положительное, наработанное Русской цивилизацией и человечеством в целом.
А мы тут доискиваемся, из какой философии, достойной учёта во "всё положительное, наработанное Русской цивилизацией и человечеством в целом" взяты эти "категории", да ещё и в "триединстве". И не просто так, а в абсолютном статусе "первичных категорий бытия". А как же "Вседержитель" и его "Промысел"? Разве это не из КОБ, и это не категории бытия? Как они соотносятся с пресловутой МИМ?
Нет, без основополагающих цитат из КОБ не обойтись ну ни как. Так что прошу коллег из знатоков КОБ определиться и выложить.
0 коммент.:
Отправить комментарий